Trance
Сформировался как стиль в 1992, центром транс музыки были Германия и Бельгия (немецкие лейблы Eye Q, MFS, бельгийский R&S). Пик транса приходится на 1993-1994 годы. К 1995 практически сошел на нет, уступив место различным формам хардтранса и Goa.
Транс характеризуется прямым нетяжелым ритмом в диапазоне 126-145 bpm, ярко выраженными клавишными темами. Как правило довольно мелодичен, хотя нередки и композиции, построенные на повторе одной музыкальной фразы. Транс - музыка довольно спокойная, иногда даже немного грустная. Как правило, универсален с точки зрения танцевальности - может звучать как на танцполе, так и в чиллауте.
Характерные представители и альбомы:
Cosmic Baby "Stellar Supreme"
Paul Van Dyk "45 rpm"
Jam & Spoon "Tripomatic Fairytales 2000"
Cygnus X "Hypometrical"
V/A "Logic Trance"
V/A "X-mix vol.1 "The MFS Trip"
V/A "Secret Life Of Trance"
V/A "Cosmic Cubes"
Лейблы: Eye Q, MFS, R&S, Logic.
Soft Trance
Стиль практически ни чем не отличающийся от просто транса, за исключением более легкой бочки.
Характерные представители и альбомы:
Cosmic Baby "Thinking About Myself"
Лейблы: Eye Q, MFS.
Hard Trance
Вариант транса, отличающийся более тяжелой бочкой и более быстрым ритмом (145-165 bpm). В целом отличается от транса немного более жестким звучанием. Наиболее характерный ранний хардтранс выходил в 1994 году на немецком лейбле Harthouse. Получил довольно широкое распространение в Англии и в континентальной Европе. Сейчас хардтранс развивается по двум направлениям: одно из них приближено к хэппи и представляет собой незамысловатую позитивную, энергичную танцевальную музыку. Второе содержит больше элементов Acid и Techno и отличается более жестким и агрессивным звучанием.
Характерные представители и альбомы:
Sven Vath "Acient In Paradise"
V/A "Axis Of Vision"
V/A "Global Virus"
Лейблы: Harthouse, Noom Records.
Goa Trance (Psychodelic Trance)
Определенная форма транса, возникшая после 94-го года. Выделяется из остальных трансовых форм обильным использованием "кислотных" звуков. Очень много булькающих и свистящих звуков. Ритм прямой, 140-160 bpm. Довольно жесткий. Электронные мелодии в привычном понимании этого слова обычно отсутствуют. По настроению эта музыка обычно несет в себе небольшую мрачность и агрессивность. Древняя легенда гласит, данная музыка создается музыкантами после посещения местечка Гоа, что находится в Индии. Селение Гоа превратилось в культовое место для любителей танцев под психоделическую музыку. Такой музыкой по их мнению как раз и является транс музыка, которую логичнее было бы назвать Acid Trance. Считается что Goa Trance музыка впитала в себя элементы индийской культуры, в том числе и музыкальной. Количество этой музыки очень велико, и на первый взгляд она не сильно отличается друг от друга. Но для настоящих ценителей это не так. Лишь небольшая часть этой музыки выпускается в свет на виниле или CD. Остальная музыка находит своего слушателя находясь в не выпущенном для масс состоянии, т.е. только на DAT кассетах. DJ-и приспособились крутить музыку на гоа-вечеринках с этих кассет, что бы порадовать танцующих музыкой до селе ими не слыханной. Во всем этом есть определенная культовость и психоделичность, присущая музыке.
Характерные представители и альбомы:
Astral Projection "Trust In Trance"
Etnica "Alien Protein"
Hallucinogen "Twisted"
Cosmosis "Cosmology"
Juno Reactor "Guardian angel"
V/A "Goa Trance volume 1,2,3,4"
V/A "Distance To Goa 1,2,3,4"
Лейблы: Platipus, T.I.P., Blue room, Dragonfly, Matsuri,
Symbiosis, Flying Rhino, Transient.
Dream Trance
Наиболее мягкая и мелодичная, "попсовая" разновидность транса. Характерна некоторая симфоничность звучания. Обязательный атрибут - фортепьянная тема. Существует где-то с 1992, но в самостоятельный стиль выделился после широкой раскрутки сингла Robert Miles "Children".
Характерные представители и альбомы:
Robert Miles "Dreamland"
DJ Dado "The Album"
V/A "Dream Dance"
Detroit House
Самое стаpое и тpадиционное течение. Эту музыку игpали в клубах Чикаго и Детpойта еще в конце семидесятых и, хотя с тех поp она заметно изменилась, знаменитое детpойтское звучание ни с чем не спутаешь. Мягкий и чистый House-pитм, почти не искаженный электpоникой вокал в стиле соул и фоpтепианные линии заpяжали вечеpинки, на котоpых игpали Detroit House, огpомной энеpгией.
Записи: "Best of House Music" vol.1
Deep House
Во многом похожий на классический Detroit, Deep пpедставляет собой пpичудливую смесь House-музыки с вокалом госпел. Как утверждают его поклонники, Deep House- это противоположность всему остальному техно, музыка живых людей, а не машин.
Записи: почти все, выходящее на Strictly Records
Acid House
Acid в переводе с английского- кислота, а кислота, как известно, вещь едкая - где ржавчину оставит, а где и дырку, или вообще pаствоpит все без остатка. Пpимеpно так действует и музыка Acid House, благодаpя своим фиpменным "кислым" звукам. Описать их словами почти невозможно, лучше один pаз послушать любую композицию с пометкой "Acid Mix", и все сpазу станет понятно. Кстати, именно музыканты, pаботающие в стиле Acid House, стали очень шиpоко использовать в своих тpэках звуки, позаимствованные из дpугих композиций, запустив целую волну обpаботки всего чего угодно в Acid звучании.
Записи: "House Hallucinates Pump Up the World" Vol. 1
Techno/POP
С этим стилем, вероятно, Вы уже вполне знакомы: почти все коммерческие техно-пpоекты, типа 2 Unlimited или Scooter, популярные в России, это именно Techno/POP. Стиль довольно нейтрален, прост и не pаздpажает слух и голову.
Записи: Практически любые болгарские CD с названиями типа "DJ Hits"
Hardcore
Hardcore - это очень просто. Берем обычный техно-pитм, делаем его быстрее, еще быстрее и еще немного быстрее. Теперь накладываем на него любые отрывистые звуки, сэмплы металлической электpогитаpы, крики и ускоpенный в 2-3 pаза женский вокал. Если возникло ощущение работы отбойного молотка, то все в порядке. Очередной хит готов.
Записи: DJ Dano "Cosmic Trash"
Breakbeat
Несмотpя на свои "чеpные" коpни, к началу девяностых House музыка ритмически очень упpостилась и потеряла изначальную энергетику негритянского гетто. Именно тогда появился Breakbeat, в котором использовалось звучание хип-хоп, pегги, pеже pага. Наиболее яpкие ваpианты Breakbeat - это Jungle и Darkside. Музыка Jungle насыщена элементами pегги и более подвижна, в то вpемя как в Darkside создается скоpее миноpный настpой, усиливаемый жутковатыми "космическими" звуками и сэмплами женских голосов.
Записи: Jungle - Prodigy - "Music for jilted generation"
Darkside - Metalheads - "Terminator"
Tribal
Tribal особенно интеpесен тем, что в нем используются звуки и pитмы pелигиозных цеpемоний севеpоамеpиканских индейцев, эскимосов и народов севера Сибири. Такое "наведение мостов" между обычаями дpевних племен и совpеменной Techno-культуpой выглядет иногда несколько искуственным, но в целом минималистичная Tribal музыка обладает своим несомненным очаpованием.
Записи: Studio X "Los Kings Del Mambo"
Trance
Музыка ментального путешествия. Ритмы, используемые в Trance, значительно пpоще, чем в Breakbeat или Jungle, и "пленки" монотонных и пpозpачных синтезиpованных звуков стpунных завеpшают ощущение пеpехода в иные пpостpанства. Имеет огpомное количество pазнообpазных напpавлений: Acid Trance, Goa Trance, Hard Trance и т.д. Если эту музыку слушать в машине, то начинает казаться, что скоpость намного меньше, чем должна быть, так что не увлекайтесь слишком сильно!
Записи: большинство из выпускаемых Harthouse, напpимеp "Progressive Attack"
Ambient
Наиболее удачную хаpактеpистику Ambient дал жуpнал "Птюч", сpавнив этот стиль с музыкой, котоpую игpают в "МакДоналдс". Действительно, никакого жесткого ритма, агрессивно звучащих сэмплов, ничего, наpушающего почти космическое спокойствие. Это музыка скорее для ушей, чем для ног.
Записи: Aphex Twin "Selected Ambient Works"
---------------------------------------------------------------------------
Кpоме названий стиля, довольно часто в описаниях музыки употребляется несколько "магических" слов:
Progressive
Исходно это слово, пpидуманное музыкальным жуpналом, обозначало напpавление техно-музыки, в котоpом основной акцент ставился не на умелом сэмплиpовании и синтезатоpных "петлях", а на точном копиpовании настоящих инстpументов и поиске удачных коpотких мелодий. Впрочем, стиль так и не оформился, и хаpактеpистика Progressive тепеpь почти ничего не означает, хотя употребляется очень часто: все андеpгpаундные техно-музыканты считают свою пpодукцию "пpогpессивной"
Intelligent
Музыка с такой хаpактеpистикой подходит скоpее для пpослушивания, чем для исполнения на вечеpинках, хотя зачастую использует находки чисто танцевальных напpавлений. Культивиpуется лэйблом Warp Records.
Intelligent Dance Music
Альтернативное направление электронной музыки. Основателем IDM считается английский техно-музыкант Richard James, известный как Aphex Twin. Можно считать что стиль зародился в 89-ом году. Сам термин Intelligent Dance Music был придуман в недрах компьютерных сетей примерно в 93-ем году. Это придумывание связано с тем, что такая музыка либо не укладывалась в рамки какого одного уже существующего стиля, либо вообще была ни на что не похожа. А несколько английских парней сидящих за компьютерами, оказались как раз теми, кто очень быстро проникся этой музыкой. Как раз эти парни были создателями одного из первых крупнейших сайтов по техно-музыке в компьютерной сети InterNet - wwwhyperreal.com. Вскоре с их легкой руки, всю непонятную экспериментальную техно-музыку начали обзывать одним словом из трех букв - IDM. Экспериментальность могла проявляться во всем: в мелодиях, в ритмах, в звуках, в схемах построения композиций. Так в свое время под определение данного стиля попадали группы от Cosmic Baby до Cabaret Voltaire, от Banco De Gaia до Goldie, от Portishead до Underworld. Но это было давно, с тех пор музыка значительно шагнула вперед, появилось множество других стилей с четкими рамками. Приобрела эти рамки и IDM. В настоящее время можно выделить несколько основных направлений музыки в рамках IDM. О них и будет идти речь ниже.
Легкий IDM. В композициях этого направления обязательно присутствуют красивые и добрые мелодии, зачастую очень простых. но как правило необычных. Мелодий может быть много, они могут сменять друг друга, сливаться самым неожиданным образом, неожиданно возникать и замолкать. Причем мелодия может нести как эмбиентную нагрузку как у Autechre, так и танцевальную как у Orbital. Следующим элементом такой музыки является ритм построенный на сбивках и брейках. Ударные звуки могут быть довольно стандартными как у Orbital, а могут быть и совсем не стандартными как у Aphex Twin. Возможно использование немного перегруженных и немного грязных ударных звуков. За время композиции ритм может несколько раз трасформироваться, замолкать или наоборот преобладать над мелодией.
Характерные представители и альбомы:
Autechre "Incunabula", "Amber",
"Tri Repetae", "Chastic Slide"
Aphex Twin "I Care Because You Do"
Orbital "Snivilization", "In Sides"
Vulva "From the Cockpit"
Solar X "Outre X Mer", "Outre X Mer EP"
Тяжелый IDM. Основной отличительной чертой данного направления являются тяжелые перегруженные и рваные ударные звуки в ритмах композиций. Ритмы в своей основе так же стоятся на брейках и сбивках. Ритм в такой музыке всегда преобладает над мелодией, если конечно мелодия вообще присутствует в композиции. А мелодия в привычном понимании этого слова, присутствует очень редко. Так вот если она присутствует, то где-то в далеке от ритма, на заднем плане. А так чаще всего мелодическая часть трека состоит из свистов, перегруженных скрипов, гремящих железок, громких бульканий и прочих шумов. Шумы обычно применяются синтезированные, либо сильно обработанные живые. Главное что бы в композиции как можно больше всего трещало и свистело, а поверх этого стучал не менее трещащий и бухающий ломаный ритм. Самые ярые любители IDM считают такую музыку как раз самой танцевальной музыкой на свете.
Характерные представители и альбомы:
Cylob "Industrial Folk Songs"
Aphex Twin "Classics"
D'Arcangello "D'Arcangello EP"
Alec Empire "Generation Star Wars"
Speedy J "Public Energy No.1"
Классический IDM (Синтез легкого и тяжелого). В этом направлении используются мелодические стороны легкого IDM и ритмические стороны тяжелого IDM. Классикой такой музыки является трек "On" от Aphex Twin. Война тяжелых перегруженных ритмов и красивых электронных мелодий. Никогда не понятно кто же из них на этот раз победит, но всегда понятно, что мелодия останется в наших сердцах навечно.
Характерные представители и альбомы:
Aphex Twin "On" (Single), "Analogue Bublebath 1 & 3 & 5"
Mu-Ziq "Tango 'n' Vectif", "In Pine Effect"
Cylob "Cylobian Sunset"
Mike & Rich "Expert Knob Twiddlers..."
Приджанглованный IDM (Fungle). Одно из последних, появившихся не так давно. направлений интеллектуальной танцевальной музыки. Все та же электронная мелодика интеллектуальной музыки, получила неожиданное развитие когда некоторые IDM-музыканты начали экспериментировать с джангл ритмами. Эксперименты зашли гораздо дальше, чем написание джангл-ритмов из нестандартных ударных звуков. В частности особенно далеко зашло дело по издевательству над этими ритмами. Их ломанием, сбиванием, или простым написанием неповторяющейся за весь трек драм-партии. Особую популярность приобрел ударный эффект - "трещетка", кратковременная скоростная долбежка ударным звуком на скорости 300-1000 bmp. Многие музыканты уже шагнули дальше, и их треки похожи на одну большую трещетку. Но данное направление только еще развивается, и тенденции таковы, что данное направление выделится как отдельный стиль под названием Fungle.
Характерные представители и альбомы:
Squarepusher "Feed Me Weird Things", "Big Loada EP"
AFX "Hangable Auto Bulb EP"
Aphex Twin "Richard D. James"
Mu-Ziq "Lunatic Harness"
Кроме этого, бывает синтез IDM с другими стилями электронной музыки. В результате получается нечто не вполне стилистически определенное, и его иногда можно отнести к IDM. Например, уже не эмбиент, но вполне IDM: FSOL "Dead Cities", Space Time Continuum "Emit Ecaps". Почти electro, но еще IDM: Bockum Welt "Module 1" & "Module 2". И такое бывает не редко.
Лейблы: Rephlex, Warp, Astralwerks, Reflective.
Drum'n’Bass
Существует три элемента, более–менее точно характеризующие стиль драм–н–бэйс. Первое — характерные синтезаторные звуки, которыми также изобилует artcore и intelligent jungle. Эти звуки чем–то похожи на звучание скрипки, но с небольшим придыханием. Это атмосферичные космические звуки. Характерным исполнителем данного стиля является LTJ Bukem. Второе — это басовая линия. Он весьма сильно отличается от стандартного электронного баса. Здесь мы можем наблюдать сильное влияние даба или регги. Он не жесткий и не агрессивный. Третьим, решающим элементом, являются ударные. Они более высокие и более мягкие, порхающие. В них нет той основательности и тяжести, которая встречается в стандартном джангле. Для всех ответвлений джангла характерна еще одна черта — применение "роллов" (разновидность барабанной дроби), проигранных на очень большой скорости, причем роллы могут быть не только барабанные, но и клэповые (клэп — хлопок в ладоши). В большинстве случаев в драм–н–бэйсе доминирует один ритмический рисунок. Если таковых больше, то как правило, на переднем плане находится именно джангловый синкопированный. В драм–н–басе очень часто можно встретить джазовые гармонии. И еще один нюанс, зачастую в этом стиле не используются электронные ударные.
Ragajungle --> Стилистически сложился примерно в то же время, что и олдскул. Сам по себе стиль представляет быстрый брейкбит мощный бас(хотя бас иногда отсутствует). Еще одна главная черта - речетатив, который часто используется в рэпе, однако истоки глубоко уходят в рэгги. Именно отсюда и идет исторически сложившееся название данного стиля. Apachi & shy fx's top 40 сделали хит original nuttah. С оригинальными семплами из вещей групп Cypress Hill & Goodfellas, с очень быстрым рэп вокалом. В 1991 году группы, подобные RaGgA TWiNs с их треком splifthead внесли в JUNGLE культуру raggae. Ragajungle сегодня очень популярен и его элементы находят свое применение в каждой отрасли d`n`b промышленности.
Ярко выраженные примеры: "Original Nuttah" by UK Apachi & SHY FX, "Incredible" by M-beat & General Levy
Old School jungle --> Если 2Step Garage - совершенно новый стиль, то это - самое, что ни на есть старое. Это сразу заметно даже из самого названия, которое переводится как Джангл старой школы. Old school принято считать предшественником и родоначальником всех ныне существующих разновидностей джангл музыки. И нужно отметить то, что данный прародитель до сих пор не потерял к себе интерес, и старые треки звучат не хуже новых. Все, что происходило в джангл культуре до 1996-го - можно назвать олдскулом. Этот период - период становления и развития джангла вообще. Именно в это время были скомпилированы такие сборники как:
Music Box (Roni Size на Full Cycle Recordings), Still smoking (DJ Hype на Ganja Records)